Уравнение вида a⋅x2 + b⋅x + c = 0 - квадратное уравнение.
a, b, c - действительные числа, a ≠ 0.
Для того чтобы вычислить корни квадратного уравнения, нужно сначала найти дискриминант.
D = b2 - 4⋅a⋅c;
- если D < 0, то квадратное уравнение не имеет корней;
- если D = 0, то уравнение имеет один действительный корень(иногда говорят, что корней два, но они одинаковые):
- x1 = x2 = -b / (2⋅a);
- если D > 0, то уравнение имеет два действительных корня:
- x1 = (-b + √D) / (2⋅a);
- x2 = (-b + √D) / (2⋅a).
Программа для решения квадратного уравнения на языке программирования Паскаль
{$CODEPAGE UTF8}
program QuadraticEquation;
var
a, b, c, x1, x2, discriminant : real;
begin
{ввыод данных}
write('a = ');
readln(a);
write('b = ');
readln(b);
write('c = ');
readln(c);
{дискриминант}
discriminant := sqr(b) - 4 * a * c;
if discriminant < 0 then
writeln('Квадратное уравнение не имеет корней')
else
begin
if discriminant = 0 then
begin
{квадратное уравнение имеет два одинаковых корня}
x1 := -b / (2 * a);
x2 := x1;
end
else
begin
{уравнение имеет два разных корня}
x1 := (-b + sqrt(discriminant)) / (2 * a);
x2 := (-b - sqrt(discriminant)) / (2 * a);
end;
{вывод корней уравнения}
writeln('x1 = ', x1:8:3);
writeln('x2 = ', x2:8:3);
end;
writeln('Press Enter to Exit...');
readln;
end.
Функция sqr языка Pascal используется для возведения числа в квадрат.
Функция sqrt используется для получения квадратного корня числа.
В программе используется форматированный вывод вещественных чисел. variable:8:3 - означает, что для вывода переменной предусмотрено 8 символов, 5 из них под целую часть и 3 под дробную.