Введение в Lazarus
Lazarus (лазарус) - это среда разработки для языка высокого уровня Free Pascal. В Lazarus используется компилятор с открытым исходным кодом Free Pascal, который имеет две важные особенности: совместимость с Delphi и кроссплатформенность, это значит что написанная один раз программа может быть запущена под разными платформами: Windows, Linux, Mac OS, Android.
Первая программа
После установки интегрированной среды разработки Lazarus, как было описано в предыдущей теме, мы можем приступить к разработке программ на языке Free Pascal. Итак, напишем первую простую программу.
Структура программы
Структура консольной программы на языке Паскаль program Name; {название программы} uses {список подключенных модулей, которые использует программа} const {список пользовательских констант} type {пользовательские типы} var {список переменных уровня программы} begin {тело программы} end.
Идентификаторы, зарезервированные слова и пунктуация
Идентификатор - это название, которое программист присваивает переменной и константе. Они должны соответствовать следующим правилам: Начинаются с буквы английского алфавита или символа подчеркивания “_”.
Правила именования переменных
Паскаль не чувствителен к регистру, это значит, что переменные myvariable и MyVariable - эквивалентны. Однако для лучшей читабельности кода, необходимо использовать Camel Case и Pascal Case нотации.
Константы
Константы (от constants) - это идентификаторы, которым присваивается значение один раз, на этапе компиляции программы, и значение которых, не может быть изменено.
Переменные и типы данных
Переменная - именованная область в памяти, которая доступна для чтения и изменения в ходе работы программы. В языке Паскаль переменные объявляются в блоке var.
Операции с числами
Оператор присваивания После объявления переменной, вы можете присвоить ей значение, для этого используется оператор :=. Переменной можно присвоить как единственное значение, так и математическую последовательность.
Условные выражения
В языке Pascal есть ряд операций для работы с логическим типом данных - boolean. Логическая переменная может принимать только два значения - True(истина) или False(ложь).
Конструкция ветвления if then else
Оператор if then позволяет выполнять условное ветвление хода программы на основании результата логической операции. Пример использования оператора: if a > b then write('a > b'); {если перевести код на русский язык, то выходит если a > b тогда вывести('a > b'); } Процедура write выполниться только в случае, когда переменная a больше b.
Оператор выбора case of
Условная конструкция if then else позволяет нам реализовать несколько ветвлений в программе. Та же задача может быть реализована, более простым способом, с помощью оператора выбора - case of.